Премия Рунета-2020
Чита
+4°
Boom metrics

Как Хрущеву удалость обойти Берию по дороге на главный пост страны

Обсуждаем, почему его эпоха была одновременно временем оттепели и кризисов

В студии радио КП и телеканала КП историк, доцент факультета политологии МГУ Кирилл Андерсон и ведущий Михаил Антонов обсуждают, почему Хрущев фактически так и не смог победить культ личности Сталина.

Антонов:

- Мы будем говорить о послевоенных годах. Точнее, возьмем период после смерти Сталина. Приход к власти Никиты Сергеевича Хрущева. Если посмотреть исторические архивы и газеты, то Хрущев периодически появлялся на фото рядом со Сталиным. Входил в его ближний круг. Мы знаем, что после смерти Сталина были старые проверенные товарищи. Молотов, он же Скрябин. Маленков. Лаврентий Павлович Берия. Каганович. Но Берию-то называли чуть ли не главным преемником. И как Никите Сергеевичу удалось во власть войти?

Андерсон:

- Наверное, одна из важных причин – чисто психологическая. Величие Сталина подавляло его ближайших соратников, потому что для многих из них он был, действительно, учителем. Но он был слишком суровым учителем. И Никита Сергеевич был антиподом Сталина. И в какой-то степени простой, открытый, смешливый. Каганович не очень любил Хрущева, но он писал в своих воспоминаниях, что Хрущева часто Сталин приглашал повеселить. Типа деревенского шута. Танцуй, Никита!

Антонов:

- Да, так говорил Сталин.

Андерсон:

- И они предполагали, что такой простой рубаха-парень будет то, что надо после суровых сталинских рукавиц. И обманывались. Потому что…

Антонов:

- То есть, выбрали Хрущева? Это не сам он?

Андерсон:

- Не сам он. Думаю. Конечно, он стремился к власти. Но, судя по тому, как достаточно легко он отказался в 64-м году от борьбы, он к ней не рвался. Ему нравилось быть в верхах.

А здесь бремя ответственности было большое. И это было не по его плечам ноша. Но его избрали. Маленков, Каганович, ребята ушлые… Они думали, что смогут им руководить, что будет марионеткой. А решать дела будем мы. И они просчитались.

Антонов:

- А почему? Это украинская хитрость? Почитав воспоминания, а сейчас по одному из федеральных каналов прямая речь Хрущева звучит, которую он надиктовывал, будучи пенсионером союзного значения, далеко не интеллектуал.

Андерсон:

- Абсолютно. В отличие от Сталина, не говоря о Ленине, Хрущев и последующие персонажи нашей истории, стоявшие у руля, они не были теоретиками. Они были довольно слабо образованны. Они были исполнителями, у которых был учитель, вождь, начальник, босс. Вдруг босса не стало. И они оказываются перед проблемой вести этот корабль, который не знают, куда вести. И Никита Сергеевич, у него была одна черта, которую многие подмечали. И Каганович в своих воспоминаниях, они полемизируют друг с другом, Хрущев в своих, Каганович в своих… У Никиты Сергеевича, это он сам даже признает, была такая черта, как умение перегибать палку и перебарщивать. Если ему давали задание, он от усердия перегибал палку.

Он сам вспоминает в своих мемуарах такой эпизод. В конце двадцатых годов, в бытность его секретарем московского горкома партии звонок товарища Сталина. «Почему в Москве во дворах гадят?». Хрущев тут же дает команду. Начинаются рейды бригадмильцев, дружинников, милиции. Людей гоняют из дворов. Через несколько дней звонок товарища Сталина. «Я имел в виду, что надо позаботиться о создании общественных туалетов!». Когда было дано указание разводить кроликов в качестве дополнительного пропитания для рабочих, то в Москве, и об этом пишет и сам Хрущев, кроликов начали разводить везде. Даже в сталелитейных цехах.

Антонов:

- Другой вопрос, что они и дохли в промышленных масштабах.

Андерсон:

- Естественно.

Он всегда перебарщивал. Он был взбалмошный. Но с точки зрения старой гвардии им можно было управлять. Но он оказался хитрее. У него крестьянский склад характера.

Антонов:

- Может, он играл простачка?

Андерсон:

- Я думаю, что нет. Он был простоват, но это крестьянская хитринка. На интуитивном уровне. И взбалмошность его привела к тому, что правление Хрущева с 54-го года, десятилетие хрущевское, это же… Мы называем это оттепелью. Конечно, по сравнению со Сталиным это нечто другое. Но, тем не менее, это сплошные кризисы. Сельскохозяйственный кризис. «Догоним и перегоним Америку по производству мяса и молока!».

Антонов:

- Давайте скажем, что он был первый из советским правителей, кто посетил иностранные государства.

Андерсон:

- Сталин ездил в Тегеран.

Антонов:

- Америка.

постоянный эксперт радио КП и телеканала КП Кирилл Андерсон поведал малоизвестные факты об эпохе Хрущева

постоянный эксперт радио КП и телеканала КП Кирилл Андерсон поведал малоизвестные факты об эпохе Хрущева

Фото: Иван ПРОХОРОВ

Андерсон:

- Америка. Он был первым, кто посетил.

Дальше. Венгерский, карибский кризис. И так далее. Кукурузный. У него появилась идея – он ею одержим. У него была замечательная фраза: «Кукуруза – это танк в руках крестьянина!».

Кризис управления. Создаются Совнархозы. Децентрализация управления. Ничего не получается.

Кризис партийный. 57-й год. Его чуть было не вышибли. Но он одержал верх благодаря военным, Жукову. И в 64-м году его все-таки снимают.

Эпоха постоянных кризисов. Его некоторые лозунги были совершенно непродуманными. Красиво: «Наше поколение будет жить при коммунизме!». Я учился в школе, нам это обещали. Но, правда, в 80-м году вместо коммунизма наступила Олимпиада. Тоже неплохо.

Антонов:

- Но вы же посмотрите… Анна Андреевна Ахматова вспоминается. Она очень не любила, когда при ней ругали Хрущева. Она говорила: «Не смейте говорить о нем плохо! Он мне сына вернул». Двадцатый съезд.

Андерсон:

- Мои родственники, которые прошли и лагеря в том числе, были благодарны за возвращение. Это, если хотите, вынужденный акт. Первым начал это делать Берия, когда после смерти Сталина он объявляет амнистию, прекращает гулаговские стройки и людей отпускают на волю. Он продолжил то, что начал Берия. И обратный ход было давать невозможно. Это было продиктовано не гуманизмом и человеколюбием Хрущева, а тем, что процесс уже пошел.

Хрущев был заложником эффекта колеи. Он боролся с культом личности Сталина, деликатно и косметически…

Антонов:

- Двадцатый съезд, на который были приглашены, кстати, и коммунистические делегации других стран, иностранцы уехали с него. Но все наши участники получили распоряжение о том, чтобы остаться. И на следующий день прийти на внеплановое заседание, где и был доклад сделан.

Андерсон:

- И это нанесло большой удар по коммунистическому движению. Представители зарубежных партий уехали, увозя с собой светлый образ Иосифа Виссарионовича. А пока они доехали до своих мест, выясняется, что был культ личности товарища Сталина.

Антонов:

- Венгрия, собственно говоря, первая…

Андерсон:

- Это был удар по компартии. Очень многие вышли из компартии после этого.

Хрущев был заложником эффекта колеи. Он пытался бороться с культом личности, но он не десталинизировал саму систему. Сталинизм – это не столько Сталин. Это та административно-командная система, которую он создал. И она шла дальше. При Хрущеве возрождается 70-я статья. Аналог 58-прим: антисоветская пропаганда. Первый годы процессы, которые были над Берией, Абакумовым и другими ничем не отличались от процессов 37-го года. Выбивание показаний, правда, в более мягкой форме. В чем обвиняли Берию? В том, что он турецкий шпион, шпион иностранных разведок. Нелепые обвинения. Точная калька 37-го года.

Новочеркасск. Расстрел рабочих. Это 62-й год. Это в результате попытки догнать и перегнать Америку, когда было запрещено держать скот в приусадебном хозяйстве, причем, это было не только в деревнях, там поменьше. Прежде всего, запрещено, это инициатива Хрущева, с которой он выступал еще при Сталине, запрещено держать скот в личном подворье в городах и рабочих поселках. Поскольку многие полудеревни-полугорода одноэтажной России, 12 миллионов семей пострадали от этого решения. Дали хорошие показатели на один год по сдаче мяса, правда, 64 процента было из личного хозяйства, а не государственных, а потом люди, которые лишились прокорма, они потянулись в государственные магазины. Вырос спрос на мясо. А мяса уже нет. И пошли повышения цен на мясо. Реакция рабочих: зарплата понижается, цены растут. Новочеркасск: демонстрация и расстрел.

Он применял те же самые методы, что и Сталин. Он немного отодвинул Сталина в сторону, но методы были во многом сталинские. Плюс есть два момента. В русской традиции каждый вновь приходящий властитель должен немного обчернить своего предшественника. Я-то хороший, но проблемы мне достались сложные. Он снимает с себя вину. Это традиция. Это второй момент. Первое лицо всегда является достаточно самовластным.

Антонов:

- Самодурственным.

Андерсон:

- Когда как. Система не меняется. Можно взять производство тольяттинского автомобильного завода и назвать его «Жигули», а потом разребрендить и назвать «Лада». Суть от этого не меняется. Но кто будет сидеть за рулем, пацан или солидный мужик, стиль вождения будет разный.

Есть колея. Проложенная. Аппарат идет по ней. Управление. И поменять эту колею и создать что-то другое довольно сложно. Никита пытался. Но экспансивными способами. Отбираем у единоличника! Частнособственнический инстинкт – страшная вещь! И у него идея создания агрогородов, чтобы были не крестьяне, а рабочие. И поэтому давайте отберем скотину. В год мяса дали много. А что будет потом, неважно.

Административно-командный способ действовал. Семена, кукуруза.

Антонов:

- Есть и светлые моменты. Фестиваль молодежи и студентов 57-го года, полет человека в космос, периоды оттепели, несмотря на то, что он потом обрушил…

Андерсон:

- Даже поездка в Америку. Это было важно.

Антонов:

- Несмотря на то, что он потом обрушился с критикой. Не будет говорить, как он обзывал художников-абстракционистов. И как он выбрал мишень в виде Андрея Вознесенского на выступлении, обличая современную культуру.

Но светлые моменты тоже были?

Андерсон:

- В истории никогда не бывает сплошной чернухи или сплошной белоснежной белизны.

Антонов:

- Просто Хрущев что-то сделал впервые…

Андерсон:

- Сделал. Во многом вынужденно. Это его польза. И не случайно период называется оттепелью. Правда, во время оттепели иногда сосульки падают… И пришибают основательно.

Улучшение отношений с Америкой. И он искренне желал. Народу что угодно, только не новая война. Она была слишком жива. Боязнь новой войны была велика. И то, что Хрущев попытался наладить, но не очень получилось, и привело к Карибского кризису, это была обоюдная вина.

Антонов:

- И на Кеннеди тоже очень сильно давили.

Андерсон:

- И Эйзенхауэр с его У-2 подсуропил…

Антонов:

- Конечно, фотографии четы Хрущевых и четы Кеннеди вывали улыбку. Родители приехали к сыну. Очень многие называли это все.

Андерсон:

- Они разных культур и разного мировосприятия.

Антонов:

- В самом начале правления огромное количество сподвижников Сталина оставались на занимаемых постах. И только Берия и его команда пострадали серьезно.

Андерсон:

- Берия представлял опасность для старой гвардии. Хотя, скажем, Маленков с Берией были в одной упряжке очень долго. И только после смерти Сталина он стал немножко дистанцироваться. Не потому что Берия был большим злыднем, чем они. На расстрельных списках были подписи того же Хрущева. Молотов подписывал очень часто. Причем, иногда присовокупляя слово «Так этой сволочи и надо!». Они все были замешаны. И Никита Сергеевич, который по знаменитому приказу 47-му просил дать дополнительные квоты на расстрел на Украине в бытность секретаря компании Украины.

Чем был опасен Берия? Он первым попытался после смерти Сталина выйти из колеи, которая была проложена Сталиным. Расформирование ГУЛАГа именно при Берии. Стройки, управление, канал, дороги – все было передано в профильные министерства. Представьте руководителя, который отдает от себя рычаги экономического управления. Далеко не каждый бюрократ на это пойдет. Он призывает не тратить деньги на поддержку Восточной Германии. Пускай немцы объединятся. И он был в какой-то степени прав, потому что бремя соцлагеря, а плюс интернациональная помощь, это будет напастью, которая будет преследовать СССР до развала.

Сталину было проще. Он управлял одной державой. Тут появились сателлиты, которыми надо управлять. И это не просто. Это показывает опыт Польши, Чехословакии, Германии, Болгарии.

Антонов:

- Югославии.

Андерсон:

- Югославия не вошла в этот… Но пытались. Это огромное бремя.

Берия рационален. Прочитал его письмо, где он говорит, что содержание Восточной Германии будет обходиться во столько-то и во столько-то. Страна разорена. Она бедная. Пусть немцы объединяются. Это нам дешевле обойдется. Кстати. Берия первым запретил на майские праздники 53-го года нести портреты руководителей на первомайской демонстрации. Хрущев был против. И самое главное, за что Берия и поплатился, это разделение функций партийного и государственного аппарата.