Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Звезды28 мая 2018 15:55

Третьяковка ответила на 12 неудобных вопросов про атаку вандала на картину "Иван Грозный и сын его Иван"

Инцидент произошел вечером 25 мая в Третьяковской галерее [видео]
В Третьяковской галерее прошел брифинг, посвященный происшествию с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

В Третьяковской галерее прошел брифинг, посвященный происшествию с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван».

Фото: REUTERS

28 мая в Третьяковской галерее наконец-таки ответили на вопросы журналистов по поводу того, что произошло с полотном Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Брифинг проводили в репинском зале, на фоне огромного полотна «Александр Третий принимает волостных старшин». Причём, изображённые на полотне люди гармонично продолжались толпами живых журналистов с камерами. Так, что сотрудники галереи справедливо опасались за сохранность других работ Репина, просили отойти, но куда там.

Что произошло

События вечера 25 мая рассказала директор Третьяковки Зельфира Трегулова. Человек долго бродил по залам. Фотографировал на телефон картины. Зал закрывался. Единственный посетитель зала послушно последовал за смотрительницей, когда та предложила ему выйти. Уже на лестнице мужчина вдруг развернулся и «с невероятной скоростью» побежал назад. Пожилая смотрительница побежала следом, но не успела. Уже слышался звон стекла. Столбиком ограждения вандал за кратчайшее время нанёс три удара по полотну. Смотрительница повисла у Подпорина на рукаве. Прибежала охрана. Вандал не сопротивлялся. Сел на банкетку. Сказал «Я никуда не уйду».

Игорь Подпорин схватил стойку ограждения и ударил ей по стеклу на картине. Позднее свои действия он объяснил алкогольным опьянением.

Игорь Подпорин схватил стойку ограждения и ударил ей по стеклу на картине. Позднее свои действия он объяснил алкогольным опьянением.

Фото: ОПЕРАТИВНАЯ СЪЕМКА

Был ли пьян вандал?

Нет, - заявляет Зельфира Трегулова. Он вёл себя как обыкновенный человек. То, что он развернётся на лестнице и побежит назад - никто не мог предугадать.

Сильные ли повреждения нанесены картине?

Очень сильные. Изначально картина считалась хронически больной и не покидала помещения. Связь грунта с красочным слоем настолько слаба, что любое колебание чревато осыпаниями красочного слоя. Удары вандала пришлись на центральную часть полотна.

Журналистам продемонстрировали повреждения полотна.

Журналистам продемонстрировали повреждения полотна.

Фото: Евгения КОРОБКОВА

К счастью, лица и руки - то, что сложнее всего поддаётся реставрации - не повреждены. Досталось одеянию, но вопреки ранней информации о том, что живописный слой не поврежден, а прорван только холст, оказалось, что краска осыпалась

От осколков пострадала авторская художественная рама. Впрочем, не «вдребезги», как ранее сообщали очевидцы.

Почему в кафе продают спиртное?

Все кафе принадлежат не Третьяковке, а арендаторам. У них есть лицензия на спиртное. «Но после случившегося мы поговорим с владельцами кафе. Спиртного там продаваться не будет», - отметила Трегулова.

Продажа крепкого спиртного в буфете Третьяковки.

Продажа крепкого спиртного в буфете Третьяковки.

Фото: Евгения КОРОБКОВА

Почему антивандальные стекло лопнуло?

Потому что оно не было антивандальным. Репинское полотно защищало музейное стекло, отлитое в 1996 году в Германии. Хотя стекло довольно толстое - четыре миллиметра, оно, в основном, служит защитой красочного слоя от света, при этом позволяя рассматривать картину максимально комфортно, без бликов и без своего отражения в стекле.

На вопрос, можно ли было защитить полотно антивандальной пленкой, специалисты ответили «нет, нельзя».

Место, где висела картина Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван".

Место, где висела картина Ильи Репина "Иван Грозный и его сын Иван".

Фото: REUTERS

Интересно, а почему нельзя?

Этот вопрос лично для меня, хотя бы, оказался не очень прояснён. Сказали, что таких стёкол нигде в России нет. Потом отметили, что такие стекла очень дорогие и тяжелые, никакая рама их не выдержит. Потом сказали, что установка таких стёкол потребует серьезных переустройств помещения. В галерее Уффици, например, откуда только что вернулась Трегулова, картины вставлены в отверстия в стене, и закрыты антивандальными стёклами. Но, как подчеркнула директор Третьяковки, установка подобного рода защиты ещё больше отдалит искусство от зрителя. Вот, например, мы теперь уже не можем посмотреть лицом к лицу на Мону Лизу. И на шедевр Репина тоже.

Будут ли использоваться стойки, ставшие орудием вандала, в дальнейшем?

Ещё не решили, но, скорее всего, нет. Кстати, стойки не были прикручены к полу, потому что Третьяковка проводит много выставок, картины кочуют по музеям, и прикручивать к полу бессмысленно.

Какой картиной заменят Репинское полотно? Или оставят пустое место?

Ещё не решили.

Как спасали полотно

Соображали на ходу, придумали вставить между изображением и живописным полотном куски картона. Это позволило максимально защитить холст от осколков. Стекло было тяжелым, частично вмонтированным в раму. Полотно демонтировали ближе к полуночи.

Чувствует ли директор Третьяковки вину?

Один из журналистов задал неудобный вопрос. «как известно, после покушения 1913 года хранитель полотна покончил с собой»...

- Вы хотите, чтобы я покончила с собой? - отозвалась Трегулова.

- Нет, но чувствуете ли вы вину?

Директор Третьяковки в ходе долгих и пространных рассуждений резюмировала, что случившееся нельзя было предугадать, а все, что было сделано потом - сотрудники

Директор Третьяковки Зельфира Трегулова во время пресс-конференции 28 мая 2018 г.

Директор Третьяковки Зельфира Трегулова во время пресс-конференции 28 мая 2018 г.

Фото: REUTERS

галереи сделали правильно.

Во сколько обойдётся реставрация?

Судя по всему - сумму в пятьсот тысяч рублей выдали сгоряча. Теперь говорят уже о пяти миллионах рублей. «По разным оценкам реставрация на первом этапе составит пока 5-10 млн рублей, но это не окончательная цифра», — рассказал Станислав Кузнецов, председатель правления "Сбербанка". Именно эта финансовая организация предложила взять на себя оплату работ.

Реставрация картины обойдётся в пять миллионов рублей.

Реставрация картины обойдётся в пять миллионов рублей.

Фото: REUTERS

Что ждёт вандала

Замминистра культуры Владимир Аристархова несколько раз просил донести СМИ позицию министерства и Третьяковки. Отныне наказание будет максимально суровым. Несмотря на то, что законодательство предусматривает только лайтовые варианты наказаний (до трех миллионов рублей штрафа и до трёх лет лишения свободы) , все очень скоро поменяется. «Минкультуры настаивает на максимально суровом, жёстком наказании для человека, повредившего картину", — сказал Аристархов.

Выводы

1. Судя по всему, будет инициировано обсуждение вопроса по ужесточению наказания для вандалов.

2. В Третьяковке усилят охрану. Трегулова отметила, что в 2015 году музеи почти убедили отказаться от охраны полицией, отдав эти функции ЧОПам. Несмотря на то, что ГТГ охраняет Росгвардия, количество постов было сокращено. Очевидно, теперь опять добавят

3. В 2019 году галерея готовит выставку Репина на Крымском валу. И хотя полотна «Иван Грозный и сын его Иван» там не будет, предвидим новые очереди.

4. Ведутся переговоры о покупке дорогого антивандального стекла стоимостью несколько десятков тысяч евро за квадратный сантиметр. «Пистолетом его не пробьёшь, а пулеметом можно», - пошутила Трегулова.

5. Ну и все происходящее свидетельствует о нарастающей агрессии и о том, что «люди не чувствуют разницы между просто пространством и музейным пространством». Директор Третьяковки отметила, что галерея будет вести работу, чтобы вернуть должный статус музейному пространству.

В ТЕМУ

Человек, изрезавший картину Репина в 1913 году, вскоре забыл о своем поступке

Нападение на «Ивана Грозного» 30 января 1913 года потрясло всю культурную Россию. В 10.30 утра в Третьяковскую галерею вошел Абрам Балашов, 28-летний иконописец и приказчик в магазине, торговавшем киотами и картинами (подробности)

МНЕНИЕ

«Ополчиться на Репина - это как поднять руку на святое»: Юрий Лоза о нападении на картину в «Третьяковке»

Музыкант признался, что у него не хватает слов, чтобы описать всю тяжесть преступления вандала, исполосовавшего полотно "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" (подробности)