Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Наука18 июня 2015 14:00

Отцы телевидения

Борис Розинг, Владимир Зворыкин и Давид Сарнов - изобретатели с очень разными судьбами [видео]

Глядя на огромный, в полстены, телевизор с плоским экраном, сделанный в Корее, Китае или Японии, ни за что не подумаешь, что в его электронных «жилах» течет в основном русская кровь. А ведь даже само слово «телевидение» ввел в оборот инженер из Петербурга Константин Перский! Было это в 1900 году на научной конференции в Париже.

Слово словом, а само телевидение и телевизор создавали несколько изобретателей и инженеров. Опять же в основном российских. Сначала физик Александр Столетов доказал, что можно преобразовать свет в электрические сигналы. Потом научились передавать их без проводов. А дальше надо было из этих сигналов снова сделать картинку - это удалось Борису Львовичу Розингу. Остальное - дело техники, которой занялся Владимир Козьмич Зворыкин.

Петербургский инженер Борис Львович Розинг (1869 - 1933) во всем мире считается основоположником электронного телевидения. Розинг родился в Петербурге, окончил там университет, преподавал в Петербургском технологическом институте, Константиновском артиллерийском училище и Петроградском Женском политехническом институте.

Борис Львович Розинг доказал, что для приема сигналов можно использовать катодную электронно-лучевую трубку - ту самую электронику, которая и сейчас лежит в основе телевизионной техники. Нынешний телеэкран - это сплюснутый конец катодной трубки.

В июле 1907 года этот факт был официально закреплен как «привилегия» Розинга. Ученый подал заявку на «Способ электрической передачи изображений на расстояние» и получил патент на свое изобретение (по терминологии того времени - «привилегию»). В последующие годы он также получил патенты в России, Англии, США и Германии на открытый им способ приема изображения в телевидении и на новый, усовершенствованный вариант устройства.

В 1911 году в своей лаборатории Борис Львович смог принять изображения простейших фигур с помощью сконструированного им кинескопа. По сути, это была первая в истории телевизионная передача. Больше ста лет назад благодаря Розингу в России и во всем мире началась эра телевидения.

Борис Львович Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения.

Борис Львович Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения.

В 1931 году Розинга репрессировали и сослали в Архангельск. Ему с трудом удалось добиться разрешения хотя бы продолжать работу - в Архангельском лесотехническом институте. Профессор по фамилии Покотило носил ему из дому бидончики с супом, чтобы ученый не голодал. Однажды Борис Львович с этими бидончиками ехал домой (а поселился он на улице имени изобретателя радио Александра Попова, и квартирную хозяйку тоже звали Александрой Поповой), трамвай на повороте качнуло, и суп испачкал одежду стоявшей рядом гражданки. «Ездиют тут всякие!» - взвизгнула дама. Изобретатель бросился к ней, старался очистить платье... А дома лег на кровать, отвернулся лицом к стенке и через несколько дней умер. В 1957 году Розинга реабилитировали. Но имя его еще долго оставалось забытым на родине.

«...Как хорошо, что Зворыкин уехал и телевидение там изобрел. Если бы он из страны не уехал, он бы как все на Голгофу взошел!..» Это строчки Булата Окуджавы. Владимир Козьмич Зворыкин (1889 - 1982) изобрел иконоскоп для телекамеры и кинескоп для телеприемника - две незаменимые детали.

Родился Владимир Козьмич в Муроме в купеческой семье, отец его владел пароходами и был председателем банка. Зворыкин учился у Бориса Розинга в Технологическом институте в Петербурге, участвовал в первых опытах в области «дальновидения» и электроники. «В это время я полностью понял недостатки механического телевидения и необходимость применения электронных систем», - вспоминал он уже в Америке.

Получив диплом, молодой инженер отправился продолжать образование в Париж и Германию. Учился у Петра Ланжевена, ставшего впоследствии нобелевским лауреатом. Воевал на Первой мировой. А в 1919-м уехал в командировку в Америку и остался там до конца жизни.

Электронное телевидение было мечтой Зворыкина, а в пылающей послереволюционной России он не видел перспектив для его создания. «Ожидать возвращения к нормальным условиям, в частности, для исследовательской работы в ближайшем будущем не приходилось... Я мечтал работать в лаборатории, чтобы реализовать идеи, которые я вынашивал. В конце концов я пришел к выводу, что для подобной работы нужно уезжать в другую страну, и такой страной мне представлялась Америка», - так Владимир Козьмич объяснял свое решение об эмиграции.

Владимир Зворыкин в лаборатории Технологического института.

Владимир Зворыкин в лаборатории Технологического института.

Путь Зворыкина в Штаты похож на сюжет детективного фильма. За океан его официально командировали из Омска, где тогда располагалось сибирское правительство. Но шла Гражданская война, и выбраться из Омска Владимир Козьмич смог только на север, пароходом - по Иртышу и Оби в Карское море, к острову Вайгач. Потом на ледоколе в Архангельск, занятый тогда интервентами, в Норвегию, Англию - и лишь через несколько месяцев в Соединенные Штаты! Но это еще не все. Он же тут в командировке. Сделал дела, обязан отчитаться. Зворыкин возвращается в Омск - уже через Тихий океан, Японию, Владивосток и Харбин. И обратно в Америку. Вот такое кругосветное путешествие.

В Штатах Зворыкина, как и других эмигрантов, никто особо не ждал. По-английски он говорил плохо. Первую работу в исследовательской лаборатории фирмы Westinghouse Electric получил с трудом. В 1923 году Владимир Зворыкин подал патентную заявку на передающую трубку с мозаичным фотокатодом, но получил патент лишь через 15 лет. А на работе настаивали, что он занялся чем-нибудь более полезным и приземленным.

В этот момент в истории телевидения появляется еще один выходец из Российской империи - Дэвид (Давид) Сарнов (1891 - 1971). Он родился в местечке Узляны под Минском и в Штаты эмигрировал еще в детстве, вместе с родителями.

Предприимчивый Дэвид начал с торговли газетами в Бруклине, потом устроился посыльным на работу в компанию беспроволочного телеграфа Гульельмо Маркони (того самого, который радио изобрел). На первую зарплату купил справочники по азбуке Морзе и телеграфный ключ (говорят, он так и остался его талисманом до конца жизни), все свободное время учился, набирался опыта у телеграфистов, изучал теорию радиоволн.

В 1912-м Сарнов, тогда молодой телеграфист, принял сигналы SOS с тонущего «Титаника». Уже этого было достаточно, чтобы Сарнов вошел в историю. Дэвид трое суток поддерживал связь с лайнером и судами, участвующими в спасательной операции, передавал списки погибших и выживших пассажиров... Президент США Уильям Тафт приказал всем радиостанциям прервать передачи - чтобы не мешать переговорам с «Титаником». Возможно, именно тогда в обществе осознали важность радиосвязи. Акции компании Маркони взлетели, Сарнов получил повышение и стал заниматься новой техникой.

В 1919 году была создана Radio Corporation of America (RCA), Сарнов сразу же назначен ее коммерческим директором - в 27 лет! В1930-м стал президентом RCA, а также возглавил и ее дочернюю радиосеть NBC (National Broadcasting Company). Музыкальное радиовещание, радиошоу, радиоспектакли - без Сарнова, возможно, эти популярнейшие жанры так и не стали бы массовыми!

«У меня есть план, который может сделать радио такой же полезной домашней вещью, как пианино... Приемник может быть сконструирован в виде простого радиомузыкального ящика и настроен на различные длины волн», - писал Сарнов. По сути, это идея превратить радио из сугубо прагматичной системы передачи сигналов в новое масс-медиа. Чем Сарнов с энтузиазмом и занялся.

В 1921 году он организовал радиотрансляцию с боксерского поединка за звание чемпиона мира. В 1927 году передачи о трансатлантическом перелете Чарльза Линдберга слушала четверть населения США, в том же году в эфире впервые прозвучала опера «Фауст». В 1930-х, когда автомобили перестали быть роскошью, Сарнов наладил выпуск радиоприемников для машин. Так что любой водитель, коротающий время в пробке под любимые песни, должен сказать спасибо Дэвиду.

Сарнов был советником у десяти президентов США. Во время Второй мировой войны получил чин бригадного генерала и работал в Лондоне: ему поручили создать систему радиокоммуникаций для войск союзников в Европе и Средиземноморье, он же отвечал за радиопропаганду для жителей оккупированных немцами территорий.

Сарнов и Зворыкин встретились в 1928 году. Дэвид Сарнов тогда был вице-президентом RCA. Став через два года президентом компании, он пригласил Владимира Козьмича к себе на работу, назначил руководителем лаборатории электроники и вложил в разработки телевидения 50 миллионов долларов. В 1931 году RCA передала первые пробные телепередачи в Нью-Йорке.

Дэвид Сарнов организовал регулярное телевещание в США (оно началась в 1939 году), под его руководством была создана система цветного телевидения, совместимая с черно-белой (1949 год), сделана первая запись телепередачи видеомагнитофоном (1956 год) и снят первый телевизионный художественный фильм (1964 год). Он участвовал в разработке цветного, кабельного, спутникового телевидения.

Во время работы в RCA Владимир Зворыкин разработал высоковакуумную телевизионную приемную трубку - кинескоп (1929 год), завершил создание конструкции передающей электронно-лучевой трубки - иконоскопа (1931 год), разбил луч на синий, красный и зеленый цвета и благодаря этому получил цветное изображение (1940-е годы).

В тридцатых годах Зворыкин часто бывал и в СССР, и в Европе. Советский Союз заключил договор с RCA - и благодаря технике и консультациям «русского американца» в 1938 году в Москве заработала первая передающая станция электронного телевидения, началось производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Зворыкина. Во время Второй мировой войны приборами ночного видения конструкции Зворыкина оснащали американские танки и использовали их в качестве прицелов.

После победы союзников Владимира Козьмича включили в специальную группу, которая должна была оценить научные разработки немцев и вывезти из Германии талантливых ученых. Уже в аэропорту он неожиданно узнал, что никуда не летит: «Мой паспорт задержан госдепартаментом из-за того, что я являюсь членом Фонда помощи жертвам войны в России... Что и говорить, горькая пилюля после многих лет и стольких трудов, отданных моей новой стране. Я снова почувствовал себя как в клетке. Пришлось выйти из состава комитета по Германии и готовиться к увольнению из RCA, так как я лишился в этой ситуации допуска к своей работе над секретными проектами. Здесь за меня вступился генерал Сарнов... В конце концов в 1947 г. мне вернули паспорт, и я опять стал свободным человеком».

Когда американцы пытались присвоить Зворыкину титул «отца телевидения», он был раздражен: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!»

Когда американцы пытались присвоить Зворыкину титул «отца телевидения», он был раздражен: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!»

В 1959 году в Москве проходила американская национальная выставка (да, во времена железного занавеса!). На русском языке Владимир Зворыкин рассказывал посетителям о новинке - цветном телевизоре. Телевидение так и осталось его главной научной страстью. Но не единственной. Зворыкин много занимался медицинской техникой. Создал, например, уникальный микроскоп, воспроизводящий цветное изображение объектов на телеэкране, и эндорадиозонд - миниатюрную таблетку-радиопередатчик. Запатентовал изобретения даже в области управляемых ракет.

Владимир Козьмич прожил больше 90 лет, умер в 1982-м. Кстати, второй раз женился, когда ему было уже хорошо за шестьдесят. Всего у Зворыкина больше 120 патентов на изобретения и множество наград, в том числе Медаль науки США, Президентский диплом почета, орден Почетного легиона Франции... Он включен в Американскую национальную галерею Славы изобретателей.

Но когда американцы пытались присвоить Зворыкину титул «отца телевидения», он был раздражен: «Я изобрел кинескоп и ни на что другое не претендую!» А вот Дэвид Сарнов от славы не отказался. В 1944 году на первом собрании Общества телевизионных вещателей Сарнов был назван отцом телевидения.