Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Общество31 мая 2005 14:46

«Купил балтийские шпроты - помог ветеранам СС»

«Ну сколько можно? - возмутились корреспонденты «КП», узнав в минувший понедельник об очередных кознях Латвии - запрете преподавания в вузах этой страны на русском языке даже на платной основе. - И как повлиять на наших капризных соседей?
Прохожий с «дипломатом» определился с выбором шпрот и без нашей демонстрации: - Я эту гадость в рот не беру и вам не советую!

Прохожий с «дипломатом» определился с выбором шпрот и без нашей демонстрации: - Я эту гадость в рот не беру и вам не советую!

«Ну сколько можно? - возмутились корреспонденты «КП», узнав в минувший понедельник об очередных кознях Латвии - запрете преподавания в вузах этой страны на русском языке даже на платной основе. - И как повлиять на наших капризных соседей? Молдову, сажающую в каталажку наших граждан. Грузию, выгнавшую наши военные базы. Украину, отбирающую у Крыма право писать на русском официальные документы. Наконец, поляков, сдавших билеты на гастроли российских артистов лишь потому, что Путин 9 Мая «не упомянул должным образом» об их роли в борьбе с фашизмом.

И ведь есть, есть способ! Не ждать ярких и жестких мер нашего правительства (потому что все равно ведь не дождемся), а взять весь дипломатический политес в народные руки. Например, отказаться покупать прибалтийские шпроты, молдавские и грузинские вина, польские йогурты и украинскую горилку.

Короче, раздобыли мы тушь плакатную отечественную и кусок ватмана Сясьского бумажного комбината. Лозунги рождались, как стихи. Насмотревшись по телевизору, как в Прибалтике легионеры маршируют по улицам, а наши фронтовики в День Победы прячутся по углам, мы вывели чеканное: «Купи латвийские шпроты - помоги ветеранам СС». Народ в редакции смахивал скупые слезы и фотографировался на память рядом с этим плакатом. Досталось и Кишиневу: «Раз Молдова рвется в НАТО, нам ее вина не надо!» Тема их вины, точнее, вина, снискала особую популярность, решено было ее развить: «На вывод российских военных баз ответим бойкотом грузинских вин».

Разговаривать с народом «шершавым языком плаката» мы отправились к самому обычному столичному супермаркету. Сначала зашли в него на разведку. Как там обстоит с патриотизмом?

Винно-водочный отдел. Ну дела! Отечественного «красненького» почти нет. Водка - и та (дожили) почти на треть украинская. Полки рябят от заграничных этикеток: Молдова, Грузия. Менеджером отдела оказался мужчина с кавказским акцентом.

- Почему российским вином не торгуете? - спокойно, но сурово интересуемся у него.

- Так его никто не берет. Вот мы его и не закупаем, - заявляет торговец, бережно протирая бутылку с грузинским и ставя ее на видное место.

- А если мы сейчас бойкот чужим винам объявим? Ты что, не патриот?

- Э, дорогой, я телевизор не смотрю. Политикой не интересуюсь, - неуверенно произнес «агент вражеского вливания» и тут же испарился.

Зато стоящий рядом мужчина кидает в корзину пакет российской «Изабеллы». Андрей (так он нам представился), инженер одного из подмосковных коттеджных поселков, внимательно слушал наш разговор.

- Правильное дело, мужики, затеяли. Нашу страну мордой по полу возят кому не лень, а мы даже не утираемся. Каждый на своем месте может что-то сделать.

Как рассказал нам инженер-патриот, он принципиально закупает для поселка только отечественную сантехнику и электротовары. Наши провода, задвижки и краны, оказывается, ничуть не хуже турецко-польско-китайских. А еще инженера греет мысль, что за каждую купленную отечественную вещь копейку получит именно наш работяга, а не какой-нибудь китаец, жадно взирающий на неосвоенные просторы Сибири.

- У меня тут завхоз пытался купить 5 тысяч китайских лампочек. Я ему говорю: «Не понял, у нас что, в России лампочки делать перестали?» Он мне кричит, что китайские дешевле! Ага, на 25%, а служат в два раза меньше. Вот из-за таких у нас действительно скоро в стране перестанут делать все, кроме нефти, леса и красивых женщин, - подытоживает Андрей.

А мы идем искать шпроты. Полки рыбного отдела ломятся от банок консервов с маркой «Беринг». Пирамида из шпрот выглядит традиционно - черные этикетки, надписи золотом и о-о-очень мелкими буквами написано: «Сделано в Латвии». Прикрылись, понимаешь, именем великого российского мореплавателя.

Больше стоять в стороне мы уже не могли и развернули плакаты прямо у входа.

Первый же попавшийся мужичок на разбитой «шестерке» (сразу видно, патриот) встретил нас поднятым вверх большим пальцем. Но, правда, признался, что шпрот не ест вообще. Молодежь реагирует достаточно сдержанно:

- Не, мы политикой не интересуемся.

- А что вам интересно: пейджер, пепси, Эм-ти-ви?

Молодежь ржет - мы угадали.

Самым сознательным оказался гражданин с «дипломатом» и значком на лацкане костюма «Ветеран спецслужб».

- Все правильно. Я свой выбор уже давно сделал. Никогда эту гадость из Латвии - шпроты то есть - не ем и вам не советую. А вот про грузинские вина вы неправильно написали. Вина ни при чем, я их очень уважаю. Надо одновременно с выводом грузинских баз начать вывод грузинских граждан из России. Вот тогда «СШАшвили» будет, как Керенский, через турецкую границу в женском платье спасаться. От выведенных соотечественников.

Когда мы уже начали сворачивать пикет, мимо проходящий классический уроженец Грузии очень печально прокомментировал наш плакат:

- Нэт, рэбята, больше в Грузии вин. Адна моча аслиная асталась. Родину пазорят, такую дрянь продают! Я лучше русской водки выпью!

Наше хождение в народ закончилось, увы, довольно быстро. Из магазина выскочил разъяренный охранник:

- А ну валите отсюда. Тоже мне, патриоты. Торговали чем хотели и торговать будем.

ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ

Как узнать «не наш» продукт...

Первые цифры штрих-кодов стран, позволяющих себе демарши в сторону России:

Латвия - 475Молдова - 484Украина - 482Эстония - 474Литва - 477Польша - 590Грузия - 466

...и вполне «свой»

Россия - 460Белоруссия - 468Сербия и Черногория - 860Армения - 485Куба - 850

РЕПОРТАЖ ИЗ ЦЕХОВ

Надоело «кормить фашистов»

Сразу же после майских праздников крупнейший завод отечественных шпрот - ивангородский рыбокомбинат «Пищевик» - встал. Погас огонь в старинных печах, в которых уже век на настоящей ольховой стружке балтийскую кильку и салаку превращают в культовые советские консервы - шпроты. Двести работниц-укладчиц ушли в отпуск.

- Опять фашистов кормим, - сказал корреспонденту «КП» Андрей Львов, начальник отдела поставок рыбокомбината. - Они аккурат к Дню Победы выбросили в Россию консервов на миллион долларов. Вот мы и остановили завод...

- Менеджмент в супермаркетах западный. Смотрит на брэнды, а не на патриотизм. Если с советских времен настоящими шпротами считались рижские, их и закупают. Хотя мы выпускаем шпроты, с которыми и по вкусу, и по упаковке латвийские даже рядом не лежали.

Еще один сотрудник рыбокомбината, наотрез отказавшийся назваться, рассказал любопытные вещи. Например, соседские шпроты давно уже не делают по классической технологии, из-за норм ЕС на канцерогены рыба обрабатывается химией - «имитатором дыма». Еще один парадокс - наши шпроты не дешевле заграничных, хотя все должно быть наоборот.

- Мухлюют прибалты на таможне, - объяснили корреспонденту «КП». - Из стоимости товара вычитают НДС, он у них 10 процентов, еще есть приемчики. В итоге мы проигрываем. А так - нам завалить Россию шпротами легко!

МНЕНИЕ ПОЛИТИКА...

Депутат Госдумы, директор Института стран СНГ Константин ЗАТУЛИН:

- Россия легко может повлиять на наших недружественных соседей, перестав покупать их продукцию. Но для начала нужно отделить шпроты от вина... Прибалтика уже в Евросоюзе, хотя почти все товары, которые они производят, предназначены для России. Отказ от них приведет к остановке в Балтии ряда отраслей. Кстати, Европе это будет выгодно, им прибалтийские товары не нужны вообще. Санкции против Молдавии сразу же дали бы свои плоды - их рынок тоже полностью ориентирован на Россию. Санкции можно было бы подкрепить вводом визового режима - полтора миллиона молдаван работают в России. Последствия можно представить. Что касается Грузии - она производит вина в три раза больше, чем может выпить сама! Их вино продается исключительно у нас и больше никому не нужно. Тем более его качество с каждым годом ухудшается. Думаю, применение торговых санкций на сегодня - самый действенный элемент нашей внешней политики.

...МАРКЕТОЛОГА

Эксперт консалтинговой фирмы «Маркус» Андрей ПРОЗВАННЫЙ:

- Поддержат ли россияне бойкот товаров своих «недругов»? Вполне. Эта мера стара как мир. Подобные бойкоты известны еще со времен торгового ганзейского союза. А в последние годы, например, американские товары бойкотируют в Арабских Эмиратах, Палестине и Таиланде. В Турции был бойкот французских товаров, а в США люди отказывались от французского вина. И после этого Франция прекратила критиковать действия США в Ираке.

Мы уже проводили опрос жителей Москвы. 52 процента граждан готовы отказаться от латвийских товаров, 25 сомневаются, а оставшимся все равно, что покупать. Эффект такая акция будет иметь колоссальный, если ее поддержит государство, задействовав прессу и телевидение. Отечественные производители тоже сориентируются и начнут рекламные кампании под патриотическими лозунгами, тем более что патриотизм у нас сейчас востребован. Любовь к Родине - очень сильная мотивация, чтобы отказаться от привычного товара. Если все эти действия совпадут, товарам наших «недружелюбных соседей» станет очень у нас неуютно.

...ВИНОДЕЛА

Президент «Союза виноградарей и виноделов России» Валерий ЛОГИНОВ:

- У российских виноделов есть все необходимые мощности, и дефицита на рынке не будет. К тому же импортеры молдавских вин накопили значительные объемы готовой продукции на складах, и потребуются месяцы для их реализации. Наши виноделы за это время успеют увеличить свое производство.

Почему в столичных супермаркетах нет отечественных вин? Потому что доход от реализации недорогого российского вина гораздо ниже, чем доход от продажи импортного. Вот и весь секрет.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Навар на дружбе

На нашем веку знаменитые брэнды советской эпохи, похоже, все-таки никуда не денутся. Хванчкару, боржоми, «Букет Молдавии» все равно будут покупать, выискивать в магазинах и украшать ими столы. Пусть «Рижские шпроты» и не коптились на ольховой стружке, а намазаны синтетическим заменителем дыма. Пусть «Новотерская» полезнее и патриотичнее грузинского боржоми. Все равно, кажется, чего-то не хватает в новых брэндах. Каких-то воспоминаний. Потому что товары наших нынешних склочных соседей - самая яркая и материальная память о том мирном времени, когда мы еще дружили. Без виз и границ ездили в гости друг к другу, а не «наезжали». Торговали, а не «спекулировали». И шпроты были одни на всех - рижские. Потому, покупая их, мы ностальгируем скорее не о «вкусе, знакомом с детства», а о еще «тех» временах, еще «той» дружбе. Жаль только, что мы за это платим, а наши бывшие друзья на этом хорошо «наваривают».

А что по этому поводу думаете вы?

Пишите по электронной почте: steshin@kp.ru