Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Дом. Семья17 января 2017 22:00

Мама, я сама!

Семь советов для развития самостоятельности у детей
А вот острые предметы все-таки лучше от малышей держать подальше.

А вот острые предметы все-таки лучше от малышей держать подальше.

Фото: Олег РУКАВИЦЫН

Помните, каким деловым и хозяйственным был Дядя Федор из мультика про Простоквашино? Он уже в четыре года умел суп варить. А потом и вовсе уехал в деревню жить отдельно от родителей. И ничего, справлялся! Нынешние дети, конечно, против Дяди Федора мелковаты... Конечно, они знают и умеют многое, что мальчику из мультфильма и не снилось. Но, пожалуй, почти в каждой семье нет-нет да и сетовали: «Ну что же ты, сынок, сам ничего не умеешь?»

Вот какими хитростями для развития самостоятельности делятся на форумах в интернете опытные мамочки:

1. Чтобы малыш не путал, где право, где лево у обуви, наклейте на стельки сандалей разрезанную пополам наклейку. Так, чтобы, только составив босоножки или тапочки правильно, ребенок получил целый рисунок. Соответственно, если обувь будет перепутанной, то картинка не сложится.

2. Если двухлетка категорически не желает самостоятельно одеваться, пойдите от противного. Не хочет одеваться - пусть раздевается. Приходя с прогулки, никогда (!) не раздевайте ребенка - в крайнем случае расстегните что-то слишком сложное для него. А все молнии, завязки, пуговицы пусть расковыривает сам. В жаркой куртке и шапке в прихожей долго не постоишь. Хочется ведь играть, а не торчать у входа. Бедняга быстро научится освобождаться от одежды. А уже умея расстегиваться, станет меньше сопротивляться обратному процессу. Ведь страха неумения у него не будет.

3. На брюках, легинсах, юбках можно обозначать перед с помощью нескольких стежков яркой цветной нитью на поясе с изнанки. Объясните ребенку, что именно вы так обозначаете, и ему будет легче ориентироваться в сторонах одежды. А колготы купите самые простые: у которых впереди всегда одна полоска, а сзади - две.

4. Чтобы трехлетке было проще справиться с непослушными рукавами тяжелой зимней куртки, научите его несложному приему. Куртку разложите на столике, тумбочке или лавке изнаночной стороной вверх, капюшоном к ребенку. Малыш засовывает руки в оба рукава сразу, поднимает куртку вверх, перекидывает ее через голову так, чтобы капюшон оказался на своем месте, и одергивает одежду. Вуаля! Правда, застегнуть молнию в этом возрасте ему еще должен взрослый.

5. Гигиену после туалета тоже можно упростить. Под держателем для туалетной бумаги отметьте ярким скотчем линию, до которой необходимо отматывать рулон. Так малыш оторвет ровно то количество бумаги, которое нужно.

6. Повесьте в детской крупные часы, на которых напротив цифр разместите картинки с определенными действиями. Напротив 8 - умывающегося человечка, напротив 12 - гнома за столом и т. п. Ребенок, даже если еще не умеет понимать, который час, будет привыкать к тому, что режим согласуется с определенным временем. Ну и научить его узнавать время будет проще.

7. Чтобы ребенок не ленился мыть руки с мылом, выберите жидкое, причем максимально прозрачное. А в флакон для него набросайте приятные мелочи в зависимости от интересов ребенка - яркие блоки от конструктора, мини-копии любимых мультипликационных героев, красочные крупные бусины и т. п. Проверено: малыши фанатеют намыливать руки с такими дозаторами.

КОНКРЕТНО

Пойдут шнурки по закоулочкам

Что должен уметь ребенок в определенном возрасте

В 3 года

✔ Одеваться, пусть и с огрехами (что-то набекрень, пуговицы не застегнуты и т. п. Но в правильном порядке: белье - под одеждой, шапка - на голове, шарф - на шее).

✔ Вместе со взрослым и под контролем разложить вымытые столовые приборы по лоткам, развесить выстиранные носочки-трусики на сушилке, полить цветы, покормить домашнего питомца.

✔ Выбрасывать мусор (фантики от съеденных конфет и т. п.) в специально отведенное место.

✔ Убирать игрушки после игры, карандаши после занятий.

В 4 года

✔ Развязывать шнурки на обуви, завязки на шапке.

✔ Расстегивать и застегивать крупные пуговицы.

✔ Расстегивать молнию на одежде.

✔ Расставлять посуду для ужина или завтрака (пустую).

✔ Протирать стол после занятий или приема пищи (пусть и неидеально).

✔ Поливать цветы в качестве домашней обязанности.

✔ Складывать свою одежду на стульчик. А верхнюю вешать на вешалку (если она на доступной высоте).

В 5 лет

✔ Расстегивать мелкие пуговицы и хотя бы частично их застегивать.

✔ Вырезать ножницами простые фигуры по нарисованному контуру.

✔ Складывать несложные оригами.

✔ Донести до стола, не вывернув, тарелку с фруктами или хлебом и т. п.

✔ Убрать за собой посуду со стола.

✔ Разобрать посудомойку.

✔ К этому возрасту ребенку по силам научиться убирать свою одежду в ящик комода. Особенно если вы складываете ее по системе Конмари или рулетиком (тогда меньше шансов, что она помнется).

В 6 лет

✔ Дошкольник в принципе способен гулять самостоятельно, не выходя за пределы разрешенной взрослыми территории.

✔ Расстегивать-застегивать любые пуговицы, кнопки, молнии.

✔ Завязывать шнурки.

✔ Вырезать ножницами замысловатые фигуры по контуру.

✔ Заштриховывать рисунки разными видами штриховки.

✔ Пылесосить, пусть и неидеально, свою комнату в качестве домашней обязанности.

✔ Без напоминания ухаживать за домашним питомцем.

✔ Без напоминания совершать гигиенические ритуалы - умываться по утрам и перед сном, чистить зубы и т. п.

✔ Заправлять постель.

✔ Определять время по часам и приблизительно представлять, что в это время необходимо делать (ложиться спать, выходить на занятия и т. п.).

ВАЖНО

Не можешь - научим. Не хочешь? Захочешь!

- В принципе в ребенке заложено природой стремление к самостоятельности, - говорит мама троих детей психолог Наталья Шитова. - Особенно ярко это проявляется в районе трех лет. Ребенок на любые действия взрослых отвечает яростным сопротивлением «Я сам!». Очень важно это желание в нем не убить. Сам так сам. Пусть криво, косо. Только нахваливайте малыша: «Какой помощник!», «Какая молодец!».

Обязательно проговаривайте свои действия с ребенком, чтобы он запоминал порядок: «Одежду мы снимаем и складываем на стульчике. Пижаму достаем из-под подушки», «Намыливаем руки и трем их под краном»...

Как только кроха осваивает какой-то навык самообслуживания, самоустраняйтесь от его выполнения. Научился малыш натягивать колготы - теперь, как бы вы ни торопились, он должен надевать их сам всегда.

Привлекайте дошкольника к посильной помощи по дому. Сначала пусть прибирает свои игрушки. Потом накрывает на стол. Пылесосит или моет полы. Ну и что, что неидеально. Хвалите! Подрастет, пройдет всего несколько лет, и станет делать все хорошо. А станете отбирать тряпку и ругаться на грязь - так и будете шуршать по дому в одиночку, злясь, что за всех отдуваетесь одна.

Спрашивайте у него совета по бытовым вопросам - пусть проявит себя как эксперт и почувствует, как приятно быть не беспомощным малышом: «Как ты думаешь, какой мне шарфик лучше подойдет - этот или сиреневый?», «Что на обед приготовить - борщ или рассольник?»

Учите планировать и просчитывать наперед: регулярно выдавайте определенную сумму на карманные расходы (совсем маленькую) и обсуждайте с ребенком, что он может купить на эти деньги. И насколько богаче у него выбор будет, если подождать и подкопить.

Берите его с собой в магазин - пусть ищет товары по списку, ставит галочки. Выискивает акционный товар (обычно это несложно найти даже для нечитающих малышей по цвету этикеток). Обсуждайте с ребенком ваш выбор - почему эту вещь вы берете, а эту, даже по акции, - нет.